Знакомство с 47-ым я начал с игры Hitman: Contracts, по рекомендации брата.
Она значительно отличалась от стандартных проектов с шутерной механикой, и у меня сразу возникли проблемы с прохождением. «Здесь полно пушек, значит нужно идти и уничтожать врагов, правильно?» - так я подумал изначально. Однако, отсутствие аптечек, регенерации и чувствительность к попаданиям не позволяло идти напролом. Именно в этой игре я плотнее познакомился со стелс-элементами. Это когда нужно прятаться, переодеваться в одежду врагов и тихо орудовать гитарной струной. Ах да, еще сохраняться можно было не больше семи раз за миссию! В общем прохождение Hitman: Contracts давалось мне очень тяжело, и вскоре игру я забросил.
Спустя некоторое время, мне попался сборник из трех частей: Codename 47, Silent Assassin, Contracts.
Я подумал, что уже достаточно зрелый, чтобы поиграть за лысого молодого человека, и установил первую часть, которая называлась Codename 47. Ее я вскоре удалил. Уж слишком меня испугала графика 2000-ого года. Проявил малодушие, возможно. Зато Silent Assassin заинтересовала не в пример сильнее: и красивая картинка, и, внезапно, миссии в Санкт-Петербурге, и более щадящая система раскрытия маскировки - все это располагало к себе. Вот только, после трех-четырех миссий, игру опять забросил. Все-таки, я был еще не готов к играм, где нужно длительное время обходить уровень, ловко маскироваться и долго выслеживать свою цель. Да, можно взять винтовку и пойти напролом, но выполнить подобный трюк и остаться в живых без slo-mo и обезболивающих не смог бы даже Макс Пейн. Ах да, slo-mo здесь все-таки включается... перед смертью.
Уже будучи студентом, я одолжил у своего друга сборник под названием «Бесшумные Убийцы», или что-то вроде того. То был сборник из двух франшиз: Hitman и Splinter Cell. На диске присутствовала последняя, на тот момент, игра про 47-ого, под названием «Blood Money», а еще там была изображена забавная желтая уточка в ванной (насколько вообще может быть забавной уточка рядом с трупом).
Честно говоря, ни в одну из этих игр про бесшумных убийц желания играть не было. Это желание у меня укрепилось, когда я опробовал первую часть из Сэма Фишера. До сих пор, Splinter Cell не вызывает у меня никакой приязни. Поэтому «Кровавые Деньги» я запускал аккуратно, и только потому, что мне больше не во что было играть. В итоге, меня захватило так, что я пробежал запоем всю игру за несколько днейBlood Money оказалась вершиной игр про наемного убийцу, его лучшей представительницей.
Я прошел несколько раз и периодически переигрываю некоторые миссии. Эта игра заметно проще, чем предшественницы (если мы сравниваем легкие уровни сложности), но для меня это оказалось весомым плюсом. Масштабы и дизайн уровней здесь просто поражали (миссии «Убийство воронов» или «Танец с дьяволом»). Сюжет, неожиданно, удивлял, как и концовка игры. Здесь я получал чистое удовольствие от того, что нужно было долгое время обходить уровень, ловко маскироваться и долго выслеживать свою цель. А это нововведение в виде «несчастных случаев» заставляло радовать каждой возможности устранить цель без каких-либо подозрений, особенно когда сам находил решение, не прибегая к помощи интернета. В общем - Hitman: Blood Money, на данный момент, одна из моих любимых игр.
Про Absolution ничего не могу сказать.
Еще пару лет назад я купил эту игру в Origin, но так до сих пор и не установил. Отпугнули отзывы и обзоры. Я ожидал привычную песочницу, но, как оказалось, это скорее больше сюжетно-рельсовая игра.
В свою очередь, Hitman (2016) обойти стороной я уже не мог. Не обошел. Первый сезон пройден и здесь я хочу сравнить две схожие между собой игры: Hitman: Blood Money (или просто Blood Money) и Hitman.
Что самое главное в серии Hitman? Конечно же песочница! Когда перед тобой ставят цель и ты устраняешь ее любым способом, как твоей душе угодно. С этим все прекрасно как у игры 2006г. так и у игры 2016г.. Понятно, что последняя визуально выглядит приятнее и предоставляет большее поле для экспериментов.
А вот с чем у Hitman (2016) не все в порядке, так это с вознаграждением за пройденные миссии. За идеальное завершение контрактов нам не платят деньги. Хм... Вместо этого для нас разблокируют новые места появления при повторном прохождении, новые костюмы, новое оружие, которое в большинстве своем бесполезно и дополнительные точки на карте, где это оружие можно спрятать. А где деньги? Разве сорок седьмой не является наемным убийцей, которому платят за выполнение работы? Вспомните Blood Money - чем чище мы выполняем свою работу, тем больше денег получаем. Финансы, в свою очередь, тратятся на: улучшение оружия и экипировки, или плату за снижение своей «известности». Вы не представляете, как приятно загрузить уже пройденную миссию, снарядиться двумя полуавтоматическими сильверболлами с оптикой и уменьшенной отдачей, надеть бронежилет, заикнуться болеутоляющими и провести чистку всей локации. Для настоящих ценителей рекомендую «Убийство Воронов». Мы видим и чувствуем, на что мы тратим деньги, и понимаем, ради чего стоит совершать «чистые» прохождения. Отдельно хочется выделить заголовки газет в Кровавых Деньгах. После каждого прохождения можно прочитать заглавную страницу новостной газеты, в которой ярко расписываются результаты наших мокрых дел. В зависимости от наших действий на миссии меняется и содержание, поэтому заголовок может варьироваться от «Бесшумный убийца в розыске» до «Лысый психопат расстрелял 119 человек!!!!». С одной стороны это влияет на вашу известность - если вы завалили пол стони человек из тактической винтовки, засветились на камерах и устроили пару взрывов, то в следующих миссиях у копов будет к вам несколько вопросов, с другой стороны - чертовски приятно видеть последствия своих действий.
В Blood Money у 47-го был собственный подземный схрон, где он мог перевести дух, послушать пение канарейки (переживал за ее судьбу до самого конца) и пострелять из оружия, накопленного во время миссий. Любое оружие (кроме холодного) можно было стащить в свою коллекцию. Там же можно было потренироваться в стрельбе на мишенях. Однажды я смог унести даже строительный степлер! Видимо, в игре его принимают за огнестрел.
То, что у Hitman меньшее количество миссий в сравнении с другими играми серии (шесть полноценных) - не беда, они огромны и их можно перепроходить до бесконечности. Потенциал прохождения на каждой карте поистине огромен. На мой взгляд, «сезонность» игры тоже не может являться проблемой, тем более сейчас, когда уже доступны все миссии первого сезона, плюс дополнительная компания «Нулевой пациент». С контентом все в порядке. И как сказал небезызвестный Иван Васильевич: «Ну так чего тебе еще надо, собака?». А надо мне миссий покомпактнее. В Blood Money помимо огромных карт были и небольшие, уютные. Сразу вспоминается моя любимая «Новая жизнь» где нужно было «убрать» гангстера в его же поместье, в тихом спальном районе города. Маленькая карта, но огромное количество возможностей (коронное блюдо - пончики со снотворным для агентов ФБР)!
Или, например, «Смерть на Миссисипи». Большой корабль, отрезанный от всего мира и множество тихих кают и комнат - отличное место для бесшумного убийцы, главное во всей этой суматохе найти место для Джека. Порой, огромные карты Hitman перегружают своим контентом и хочется отдохнуть на таких вот маленьких, камерных миссиях.
К вопросу о миссиях. Своей оригинальностью Hitman определенно уступает собрату из 2006 года. Из по-настоящему ярких заданий, у игры 2016г., я выделю, пожалуй, самую первую, Парижскую, с модным показом. Все остальные миссии интересные, захватывающие, но в них нет ярких, запоминающихся черт. Больница, военная база, отель и так далее, предоставляют богатое количество возможностей и показывают прекрасную работу дизайнеров и художников, однако не создают эффекта: «Вау!», который частенько присутствовал во время прохождения Blood Money. «Танец с дьяволом» - что за невероятный маскарад, в котором и мы могли поучаствовать, Ад и Рай объединились, фальшивое исполнение песни от девочки в костюме ангела прилагается.
Уже не раз упомянутое мной «Убийство воронов», где среди огромной толпы зевак (такого количество людей на экране раньше не было ни в одной игре серии Hitman), мы ищем убийц в ростовых костюмах птиц и отсчитываем каждую минуту, ведь от нас зависит жизнь известного политика. А как вам миссия «За кулисами»? Здесь впервые в жизни нам предоставляется возможность убить нелюбимого актера прямо на сцене. Ну и как же не забыть про самую громкую миссию «Поправка XXV». Больше никаких шуток - Белый дом, убийство вице-президента. Актеры, наркоманы, насильники, убийцы, все это ерунда по сравнению с контрактом на ликвидацию видного лица на политической арене. А еще сорок седьмой мог оторваться на чужой свадьбе. Ну и пожалуй, закончим сравнение сюжетом. Глобально сюжет Hitman крутится где-то на периферии, он не так уж важен. Ты просто смотришь на ролики одним глазком, и уже ждешь начало следующей миссии. Сейчас слишком много внимания уделяется Диане Бернвуд, тогда как раньше она оставалась в тени, и ее мотивы и отношение к сорок седьмому являлись загадкой.Складывается ощущение, что она - главная героиня игры, а Тобиас Риппер (один из псевдонимов сорок седьмого) у нее просто на побегушках. В последней игре сам хитмэн все больше становится бездушным орудием и все более явственно теряет свой стержень и индивидуальность. Хотя на самом деле он не простой солдат, целью которого является слепое подчинение начальству, он намного более сложная личность, что разработчики показали в Blood Money. Сюжет предыдущей игры намного прочнее удерживал игрока у монитора. Он пронизывал прохождение от первой и до последней миссии и взрывался яркой кульминацией. Что еще важнее - сорок седьмой показал свой характер и способность действовать самостоятельно, вне интересах агентства. А отношение игрока к Диане сменялось от: «Продажная девка!» до: «Какая же она все-таки умничка!». Ну и великолепная заключительная миссия, когда в руках игрока лежит судьба сорок седьмого. Честно говоря, первый раз я выбрал неправильную концовку, посмотрел, как хитмэна кремируют, подумал что так и надо было и с чувством выполненного долга пошел спать.
Из мелких отличий между двумя играм, выделю, что в Hitman отныне маскировка это не панацея. Практически любую маскировку могут раскрыть те или иные люди, это заставляет проявлять большую гибкость и сообразительность. В то время как Blood Money позволяла взять одежду охранника или представителя закона и передвигаться по всему уровню, не опасаясь за свою жизнь (касается низкого уровня сложности), если конечно вы не будете держать в руках строительный степлер, будучи под маскировкой агента ФБР. Из новинок - в Hitman появился «инстинкт» (стартовало в Absolution), который позволяет сорок седьмому смотреть сквозь стены, и отмечает интересные места и предметы. В Blood Money такого «чита» не было и приходилось все находить самому, или искать подсказки по уровню. На самом деле «инстинкт» не такой уж и чит, тем более что никто не заставляет вас нажимать пресловутую клавишу «Ctrl» (насколько я знаю, на высоких уровнях сложности он вообще не работает). Однако сам я за собой замечал, что частенько клацал на клавишу активации инстинкта. Данная функция здорово экономит время, и если десять лет назад, при прохождении Кровавых Денег, я мог тратить уйму времени на исследование локации и поиск интересных предметов, то сейчас такой роскоши у меня нет. Поэтому данное упрощение игрового процесса в угоду экономии времени я встретил на «ура».
В итоге, стал ли Hitman 2016г. лучше чем игра десятилетней давности? Мой ответ: нет. В определенный момент своей жизни, талантливый творец создает шедевр, превзойти который повторно он не сможет. Потому что шедевр появляется тогда, когда в нужный момент складываются звезды и в нужное время приходят правильные мысли и собираются правильные люди, дарящие жизнь невероятным вещам или произведениям. Hitman: Blood Money как раз из таких произведений-шедевров, переплюнуть который будет очень непросто. Будем надеяться, что с получением свободы, компания IO Interactive не погрязнет в ворохе проблем с издательством игр и продолжит совершенствование серии Hitman. Потому что банкротство, как пианино, оно может убить - особенно если падает сверху.